Проповедь в день Церковного новолетия 14.09.2014

С Воскресением Христовым поздравляю вас, дорогие братья и сестры!

Сегодня во время Литургии мы слышали притчу о Царствии Небесном. Уже который раз в течение этого литургического года Господь рассказывает нам различные притчи, которые открывают нам, что есть для нас с вами Царствие Небесное.

Мы представляем себе, что Царствие Небесное наступит в далеком будущем, когда время прекратит свое течение, мы, неизвестно сколько по временным меркам телом пролежим в земле, а душою пробудем неизвестно где (Господь только знает) — или в преддвериях Рая, или (не дай Бог) в преддвериях ада. Мы восстанем для того, чтобы быть судимы. Тогда Господь произнесет Свой Суд, где человеку пребывать в вечности.

Но если мы с вами внимательно читаем Евангелие, то слышим, что Господь говорит в нем: Царствие Божие внутри вас есть (Лк. 17:21). Это ключевой момент, который мы должны усвоить: уже здесь, на земле, Царствие Небесное наступает для человека (если он ищет его) или же человек лишается Царствия Небесного (если не радит о том, чтобы войти в него).

Сегодняшняя притча о Царствии Небесном — это притча не о далеком будущем, которое когда-то наступит для нас с вами. Это притча о нашей с вами жизни, она относится к сегодняшнему дню, к тому, что нас окружает, как мы относимся к окружающим нас событиям, людям.

Царство Небесное, говорит Спаситель, подобно человеку, царю, который устроил брачный пир для сына своего. И вот, когда он всё приготовил, послал своих слуг, чтобы призвали тех, кто был достоин столь великой чести принять участие в этом самом радостном для каждого человека, отца действии. И те, кто были достойны по своему происхождению, положению при дворе, удостоившись чести быть призванными на это торжество, вдруг по непонятным (если вдуматься в суть события) причинам начинают отказываться. Причины эти были совершенно ничтожные, нестоящие, и, конечно же, оскорбляющие величие того, кто позвал их на самый, может быть, радостный момент в своей жизни. Одни говорили, что им нужно купленную землю осмотреть, другие — что они заняты торговлей, иной сказал, что он женился и должен уделить внимание жене своей. Иных слуг побили, говорит нам притча, надругались над ними. И вот, царь что делает? Он разгневался и повелел своим слугам пойти и позвать на брачный пир всех, кого встретят, потому что столы уже накрыты, всё приготовлено для того, чтобы совершить праздник.

Действительно, этот брачный пир уже здесь, на земле, совершается. В историческом контексте мы по своему происхождению не являемся достойными участия в нем — иудейский народ был выбран Богом для того, чтобы хранить веру, пронести её через всю человеческую историю, но отказался от этой миссии, не принял призыва Божия прийти на этот брачный пир. Но и мы с вами, братья и сестры, тоже не в первом поколении являемся народом Божиим — не по крови, потому что, как говорит Апостол Павел, во Христе нет ни эллина, ни иудея, а все мы с вами Христовы (Гал. 3:28). Но тем большая ответственность лежит на нас: мы все являемся новым народом Божиим по призванию, по вере. Наши родители, деды не в первом поколении — уже более тысячи лет — являются народом Божиим.

И ежедневно совершается этот брачный пир. Всех нас Господь зовет в храм для того, чтобы мы пришли и насладились духовной пищей. Но посмотрим, сколько людей в храмах. Сколько людей, слыша этот призыв, отзывается на него, а сколько имеющих верующих бабушек, родителей, может быть, имеющих в своем роде и священников, но не приходящих на этот брачный пир? И когда спрашиваешь людей, которые понимают, что нужно идти к Богу, посещать храм, то фактически такой точно, как в этой притче, слышишь ответ: «у нас нет времени», «мы всю неделю трудимся», «у нас дачи, огороды, картошка», «у нас семья» и так далее.

И что же происходит? Мы видим, что Господь всё новых и новых людей с улицы призывает в храм. Приходят люди, которые не знали Бога, всю жизнь грешили. И, придя в храм, они удивляются тому величию, к которому призвал их Господь со дна, на котором они находились.

Сколько мы с вами слышим из уст людей, которые признают Господа нашего Иисуса Христа Богом, слова: «Бог у меня в душе». Эта фраза отказа от торжества Церкви тоже из сегодняшней притчи, хотя звучит по-другому, более современно.

В продолжении эта притча повествует о том, как всех, кого позвали, прежде чем пустить за стол, умывали, каждому давали достойную праздника одежду. Но нашелся наглец, который отверг подготовительные процедуры и, как был в грязной одежде, грязной обуви, зашел, сел и ел вместе со всеми.

Царь вошел и спросил: «Друг, почему ты не взял чистую одежду, не приготовил себя к этому торжеству?». И не нашелся, что ответить, тот человек. Тогда Царь сказал: «Свяжите ему руки и ноги и бросьте его во тьму кромешную. Там будет плачь и скрежет зубов. Ибо много званных, но мало избранных».

Чтобы быть достойным участия в этой трапезе, нужно приготовить свою одежду, т. е. душу, если говорить в духовном смысле. Для того чтобы нам пройти этот подготовительный, очистительный процесс, Господь устроил на земле Церковь. Все мы знаем, что Исповедь и молитва — это очищение души. Священное Писание — это очищение ума человека.

Человек, отвергая всё это, говорит, что «Бог у меня в душе». Откуда у тебя Бог в душе? Как наглецу из евангельской притчи, так и каждому, кто говорит «Бог у меня в душе», но ничего не делает для того, чтобы очистить свою душу, чтобы Бог действительно пришел к нему, Господь скажет: «Да, душа твоя — это Мною созданный храм. Но почему ты не потрудился для того, чтобы очистить свою душу, украсить её, чтобы она была достойна Меня, Царя всего сотворенного видимого и невидимого мира?» Скажет такому человеку Господь: «Свяжите руки и ноги его и бросьте во тьму кромешную. Там будет плачь и скрежет зубов. Ибо много званных, но мало избранных». Аминь.

 

Ещё проповеди:

Проповеди (видео)

Проповедь в воскресенье 1.12.2013

БЛАГОДАРЕНИЕ. Проповедь в воскресенье 22.12.2013

Проповедь в праздник Святой Троицы 8.06.2014

Проповедь в первое воскресенье по Пятидесятнице 15.06.2014

Проповедь в седьмое воскресенье по Пятидесятнице 27.07.2014

Проповедь в день памяти преподобного Серафима Саровского 2.08.2014

Проповедь в день Изнесения древ Животворящего Креста Господня 14.08.2014

Проповедь в день Усекновения главы Иоанна Предтечи 11.09.2014

 

 

 

Дополнительная информация