Проповедь о богаче и Лазаре 02.11.2014

 

Сегодня мы слышали притчу, которую сказал Господь наш Иисус Христос, о богаче и Лазаре.

Человек некий одевался богато, всю жизнь питался обильно и вкусно, ни о ком и ни о чем не думая, кроме самого себя и, может быть, своей семьи. И рядом с ним, на улице, жил нищий по имени Лазарь. Этот нищий был не таким, как сегодняшние нищие, которые полны сил и употребляют то, что они соберут, как правило, на спиртное. Лазарь лежал в струпьях, больной, не могущий сам себя прокормить. Псы приходили и лизали его струпья, таким образом облегчая его страдания. И он желал насытиться хотя бы крохами благ, которые падали со стола богача. Тот не подавал ему ничего.

И вот смерть уравнивает всех. Умирает богач: конечно же, пышные похороны, пышные речи о великом благодетеле города, тяжкой потере семьи. Умирает нищий: забытый всеми, может быть, в виде благотворительности похоронили его где-то в общей могиле.

Но суд Божий — не суд человеческий. Господь приоткрывает нам завесу суда в этой притче.

Мы видим богача, находящегося в аду, страдающего в огне, и нищего, находящегося в раю, на лоне Авраама. Они не могут переходить из одного места в другое, о чем свидетельствует эта притча, но могут каким-то образом созерцать друг друга.

Богач, видя Лазаря на лоне Авраама, взмолился к Аврааму: «Аврааме отче, пошли Лазаря ко мне, чтобы он омочил конец языка моего, чтобы я хоть немножко получил облегчение в тех страданиях, которые переношу сейчас». И ответ Авраама: «Ты знаешь, что между нами пропасть, и от нас к вам и наоборот не переходят, да и к тому же ты получил все в жизни своей, а этот нищий страдал и мучился». Тогда богач просит: «Ну пошли его хотя бы к моим пяти братьям на земле, чтобы они не пришли в место мучения, где я нахожусь сейчас». Ответ Авраама: «Имеют Моисея и пророков — пускай их послушают» — «Нет, отче, если кто-то из мертвых воскреснет, то его послушают» — «Если Моисея и пророков не слушают, то даже воскресшего из мертвых не послушают».

Это действительно правда, потому что если человек живет в страстях и у него нет желания выбраться из этого состояния, если он даже не видит и не понимает, в каком он бесовском состоянии находится, то любое, даже сверхестественное явление он объяснит какими-то естественными причинами. Чудо не исцеляет человека, исцеляет человека только благодать Святого Духа и стремление человека к этой благодати. Лишь тогда человек во взрослом возрасте может измениться.

Изменения мы наблюдаем постоянно в церкви: когда человек приходит в темном, бывает злобном, или ещё каком-то греховном состоянии, и лишь когда он отверзает свое сердце для действия благодати Божией, мы видим преображение человека. Но здесь необходимо устремление и желание самого человека измениться. Если человек не имеет такого желания, то никакие внешние действия, даже чудесные, даже воскрешение мертвых, не изменят человека. Сколько написано книг, сколько рассказов о том, как люди переживали состояние клинической смерти, краешком своей души побывали в ином мире, но никого из тех, кто читает эти книги, они не трогают и не меняют.

О чем эта притча? Эта притча, прежде всего, о посмертном воздаянии по справедливости каждому по делам его. Мы все обладаем тем или иным богатством — в большей или меньшей мере. Есть люди, которые беднее нас, находятся в более стесненных обстоятельствах, которые, может быть, и не протягивают руки прося, но находятся в тяжелом состоянии — может быть, наш сосед или сотрудник по работе, или знакомый. Он может находиться в таком же положении, как этот больной несчастный нищий, а мы в данном случае, — может, не в той мере, как богач, — но все-таки более богаты, чем этот человек, который не может себя прокормить по объективным причинам.

Конечно, есть люди богаче нас во много крат, но не мерою измеряется богатство, а отношением к нему. Бывает, богатство небольшое, а то и ничтожное, но настолько пленяет сердце и ум человека, что он становится духовно слепым, подобен вот этому богачу, который растворился в своем богатстве и больше никого и ничто видеть не хочет, а хочет только обладать и наслаждаться богатством.

Справедливость восторжествует всегда, потому что это основополагающий закон духовной жизни, духовного мира. В последний день этого мира будет последний и Страшный Суд, когда будет произнесено повеление Божие, где пребывать каждому из нас. И мы будем судимы не в малой степени и в отношении того, как мы распоряжались тем неправедным богатством, которым мы обладаем.

Вспомним евангельскую притчу о неправедном распорядителе, который мог распоряжаться не своим богатством и, узнав, что начальник должен его снять, начал раздавать другие расписки, уменьшая наполовину долг тем, кто был должен его хозяину.

Мы с вами в этом же положении, обладаем тем, что имеем неправедно, то есть это не наше. Мы находимся в состоянии евангельского распорядителя, временно получившего то или иное достояние или богатство. От того, как мы употребим его здесь, в жизни, зависит наша участь в вечности. Если мы только для себя, только себе, если растворимся в этом богатстве, то мы окажемся там, где оказался этот евангельский несчастный богач, которого мы сегодня вспоминаем.

О чем еще говорит нам эта притча? Эта притча — утешение для тех, кто праведно несет страдания, лишения, болезни, поругания в этом мире. Потому что справедливость в конце концов восторжествует, и за те малые страдания, если человек их правильно несет — без озлобления, зависти, злого слова, — он получит неизмеримо большее благо и воздаяние. Почему неизмеримо большее — потому что краткая и временная жизнь меньше вечности и вечной жизни каждой нашей души. Это несоизмеримые вещи.

Сегодняшняя притча ещё и о том (мы не всегда, читая её, задумаемся над этим), как мы слушаем Моисея, пророков, Евангелие и Апостолов. Мало слушать, радоваться, умиляться — необходимо сообразовывать свою жизнь с тем словом, которое мы слышим в Священном Писании. Если Священное Писание не меняет нас, нашей жизни, то опять же мы в положении евангельского богача или его пяти братьев, которые не изменились и не изменятся, даже если кто-то воскреснет и скажет, что их ожидает и ожидало их брата.

Поэтому сегодняшняя притча — это как бы нам с вами посланный из потустороннего мира Лазарь, воскресший Словом Господним и вещающий нам то, что ожидает каждого из нас в ином мире. Вещающий о тех двух дорогах, которые идут в вечность, но начинаются здесь, в нашей жизни, и мы сейчас стоим на раздорожьи — выбирая одну или другую. Аминь.

 

 

Ещё проповеди:

Проповеди (видео)

Проповедь в воскресенье 1.12.2013

БЛАГОДАРЕНИЕ. Проповедь в воскресенье 22.12.2013

Проповедь в праздник Святой Троицы 8.06.2014

Проповедь в первое воскресенье по Пятидесятнице 15.06.2014

Проповедь в седьмое воскресенье по Пятидесятнице 27.07.2014

Проповедь в день памяти преподобного Серафима Саровского 2.08.2014

Проповедь в день Изнесения древ Животворящего Креста Господня 14.08.2014

Проповедь в день Усекновения главы Иоанна Предтечи 11.09.2014

Проповедь в день Церковного новолетия 14.09.2014

Проповедь о чудесном улове 05.10.2014

 

 

Дополнительная информация