БЛАГОДАРЕНИЕ. Проповедь в воскресенье 22.12.2013

С праздником поздравляю вас, братья и сестры!

Сегодняшнее Евангелие, которое мы слышали во время Литургии, — Евангелие о благодарении. Десять прокаженных людей встретили (не просто встретили — они искали такой возможности встречи) Иисуса Христа. А встретиться им с Ним было очень сложно, потому что прокаженные по законам, которые происходили из постановлений ветхозаветной Церкви, не могли находиться в обществе людей, поскольку были больны необычайно заразной и неизлечимой болезнью. Эти люди ждали своей смерти, собирались в группы и жили вне человеческое общества. Смерть считалась для них неминуемой, потому что болезнь была неизлечима. Хотя в ветхозаветных книгах предполагалось возможность чудесного исцеления больного - было указание: если выздоровеет такой человек, он должен явиться для свидетельства перед священником. Осмотрев человека, священник должен вынести постановление о том, что тот здоров и может вернуться в общество.

Вот эти десять прокаженных ждали возможности встречи со Спасителем. Когда он вышел из города, они обратились к Нему с мольбой и просьбой. Господь Вседержитель (для Него нет ничего невозможного) дарует им исцеление, говорит: «Идите, покажитесь священнику». Исцеление даруется не сразу – они заметили, что исцелились, когда шли к священнику, по дороге. Здесь Господь Иисус Христос дает больным пространство для проявления веры этих больных людей - Он  посылает их еще больных в город показаться священнику. И они идут, хотя появление прокаженных в обществе могло закончиться для них плохо.

Господь всегда дарует нам пространство для веры для того, чтобы и мы поучаствовали в тех благах, которые дарует нам Господь. Наибольшее благо с нашей стороны – это вера. «Сыне Мой, дай Мне сердце твое» (Притч. 23:26), — говорит Господь.

Идя по дороге прокаженные, о чудо(!) исцелились, девять возрадовались, возликовали, побежали к своим родным и близким. И только один вернулся, чтобы поблагодарить. Этот человек был самарянином, презренным для иудеев, не достойным находиться в иудейском обществе, так как их народы враждовали друг с другом. Вероятно, те девять были иудеями. И только один из десяти, и то, «презренный» самарянин, возвратился для того, чтобы воздать Богу благодарность.

Мы видим, какая страшная пропорция. Один и девять. Один из десяти возвращается, чтобы поблагодарить Бога, как будто не все они получили исцеление. Такая страшная пропорция, а может быть и более, сохраняется во всем человечестве и до сегодня. Не все ли люди получают от Бога жизнь, здоровье, блага, родных, любимых и сами могут быть любимыми? Но сколько людей помнят о Боге. Не номинально, говоря: «У меня Бог в сердце», — и этим пытаясь оправдать свое нежелание служить Богу, меняться, что-то делать для Бога. А действительно людей верующих, которые хотя бы потрудятся, придут в храм и воздадут, как этот самарянин, благодарение Богу.

Сколько раз мы, братья и сестры, будучи облагодетельствованы Богом в жизни, воспринимали это как должное: ведь мы молились, и Господь нам дал. Но забыли, что за все нужно благодарить Бога. Сколько людей сейчас в храме и сколько людей сейчас вне храма? Сколько людей помнят о Боге и сколько и не думают вспоминать о Нем? Неблагодарность Богу — это страшная духовная проказа, которая поражает всё человечество. И только лишь тот, кто осознает важность благодарения, только лишь тот будет с Богом.

Евхаристия, которую мы сегодня совершили, само слово «Евхаристия» переводится с греческого языка как «благодарение». Благодарение — это самое важное в жизни человека. Это то, что нас соединяет и роднит с Богом.

В чем может проявляться наше благодарение? В первую очередь, конечно, мы должны в сердце своем иметь веру и благодарность Богу. Если мы получили какое-либо конкретное просимое нами благодеяние, мы должны воздать благодарение Богу установленным Церковью способом – прийти и попросить священника, чтобы он отслужил благодарственный молебен.

Мы с вами молимся и знаем: есть молитвы покаянные, хвалебные, благодарственные и просительные. Чаще всего мы только произносим просительную молитву – «Подай, Господи!» — а забываем о тех многих великих молитвах хваления, благодарения Богу, забываем воздать в своем сердце честь, хвалу и благодарение Богу.

Сегодня мы также празднуем, братья и сестры, память святых праведных Иоакима и Анны, точнее – зачатие Анной Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Более 20 лет у них не было ребенка. Они горячо молились, чтобы Господь отнял у них поношение: в Иудее не иметь детей значило не принимать участия в главной миссии ветхозаветного иудейского народа: быть в числе родословной Спасителя или хотя бы иметь надежду на это, если у  человека есть ребенок.

Претерпевая всяческие поношения со стороны, святые Иоаким и Анна молились Господу, чтобы Он даровал им чадо. В знак благодарения (о котором мы сегодня вспоминаем) они обещали отдать это чадо Богу. И, получив просимое, исполнили свое обещание.

Это ещё один вид благодарения: когда мы получаем, должны и давать. Давать в свою меру, то, что мы можем. В первую очередь — Богу, и затем ближнему, поскольку то, что мы дали ближнему своему, — то, по слову Самого Спасителя, мы дали Господу.

Будем и мы, братья и сестры, чаще заглядывать в свое сердце: есть ли в нашем сердце чувство благодарности, есть ли в нашей жизни место благодарности. Это то, что мы должны делать как христиане, чтобы мы с вами исполняли то, к чему призывает нас Господь. Он призывает нас в первую очередь к любви и соответствующим делам. Чтобы люди, видя наши добрые дела, прославили Отца, который на небесах. Аминь.

 

Дополнительная информация